Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»

Бывшие торговые ряды, храм Иоанна Богослова и памятник В.И.Ленину – такой «триптих», уже признанный историческим символом города, открывается из бывшего купеческого особняка, а ныне действующего музея «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие».

Как и все здания в Коломне, особняк, расположившийся на улице Октябрьской Революции, имеет свою богатую историю. После революции на его втором этаже последовательно располагались: ресторан, Народный дом (некое подобие советских клубов), и, наконец, коммунальные квартиры, а на первом – продуктовый магазин «Огонёк», где и работал грузчиком Венидикт Ерофеев, чей свободолюбивый дух оказал такое огромное влияние на суть арт-коммуналки.

Веничка (Венидикт Ерофеев): немного из биографии

Венидикт Ерофеев, он же Веничка, окончив школу с золотой медалью, был благополучно изгнан из четырех педагогических вузов за диссидентские настроения, после чего вернулся в Коломну, в магазин «Огонек», который навсегда изменил его судьбу.

Отличаясь немалым свободомыслием, Ерофеев стал кумиром арт-студии, которая была создана именно с целью преобразования косного, традиционного мышления человека в творческий потенциал, взрывающий все современные представления о возможностях восприятия и воплощения действительности в искусство. Среда нового искусства, в свою очередь, будет влиять на весь город, меняя его мышление на более эмоциональное и толерантное. Это должно дать новую жизнь старому городу, сообразующуюся с современным восприятием действительности.

История и описание музея

Музей был открыт в декабре 2011 года. Инициаторами его создания были Наталья Никитина и Елена Дмитриева, уже имевшие опыт социально-культурного предпринимательства, которое в духе арт-коммуналки не ограничилось традиционным пониманием музея, но продолжило работу и с культурной средой города и её контентом. Первым результатом такого предпринимательства стал Коломенский музей пастилы, а менее чем через три месяца после его открытия, начала свою творческую жизнь арт-коммуналка.

На самом деле, своим существованием арт-коммуналка обязана уже давно ожидаемому симбиозу Государственного («Центр культурных инициатив»), общественного («Город-музей») и частного («Коломенская пастила») секторов.

Резиденция художников, выставки

Образ существования музея – резиденция. В мастерской постоянно проживают несколько художников. Арт-директор музея, Михаил Ле Жень, на конкурсной основе предоставляет художнику субсидию (грант) на два месяца для воплощения его проекта, а художник, по реализации своего произведения, дарит его музею и предъявляет в выставочном зале.

Кроме того, художник обязуется встретиться с жителями с мастер-классом его творчества. 2 раза в год руководство студии присуждает и литературные граты, отдавая дань памяти Венидикту Ерофееву, и тогда арт студия на время превращается в лит-студию.

Самовыражение художника не ограничивается ничем: ни материалом, ни способом выражения, ни даже опытом. Любые эксперименты приветствуются. Чтобы понять, насколько «любые», можно привести пример арт-объекта, открывшего коммуналку. Миша Ле Жень надел поверх гидрокостюма коньки и нырнул в прорубь Коломенки под звуки патефонного танго. Под водой он перевернулся, и танцевал на льду с обратной стороны, пока не кончился воздух. Вместе с ним нырнул оператор, чтобы заснять сие действо на камеру. Конечным арт-продуктом стал ролик с подлёдным балетом.

Своё произведение Ле Жень трактует как современную философию радости.

Или такой пример. Анжела Арсинкей и Роман Постников поместили в слайды с шедеврами мирового искусства… блох. Своим творением художники хотели показать, насколько сочетается уродливое живое с восхитительным мертвым.

Анфим Ханыков представил Веничкиных ангелов, сделанных из бутылок. На произведение понадобилось порядка 400 пустых бутылок, собранных по всей округе (в том числе и по помойкам).

Сочетание несочетаемого и логичность абсурдного – так кратко можно выразить суть нового художественного направления. Не случайно открытие музея было приурочено ко дню посещения Хрущёвым 1 декабря 1962 года выставки художников-авангардистов «Новая реальность». И музей-резиденция создаёт эту новую реальность, соединяя архаичность 60-х с современностью XXI века.

За первый год существования в Арт-коммуналке были представлены 9 проектов. Они были совершенно разные, но призванные к одной цели: сломать стереотипы мышления, не позволяющие человеку осмыслить окружающее его пространство и своё место в нём. Музей постоянно проводит образовательные классы, представления, встречи с художниками, что способствует сплочению вокруг музея неординарных личностей и образует современную интеллектуальную среду.

Музей

Быт и творчество художников размещаются в бывшей коммунальной квартире (отсюда и название «Арт-коммуналка»), где некогда жили двадцать шесть (!) семей. Наталья Никитина, одна из организаторов проекта, рассказывает, что начало музею 60-х положили всего несколько вещей, принадлежащие её тётушкам. Впоследствии коллекция пополнялась самими жителями города и обитателями музея.

Говорят, что театр начинается с вешалки. Этот музей начинается с парадного. Сразу за дверью подъезда помещение заполнено чемоданами и чемоданчиками, корзинками, лыжами, велосипедами, коньками и тому подобными вещами, необходимыми нашим родителям, дедушкам и бабушкам в эпоху оттепели.

Поднявшись на второй этаж, можно попасть в коммунальный коридор, некогда бывший огромным, но и теперь вмещающим пианино, старую софу и древний патефон. Места ещё вполне достаточно для того, чтобы дети покатались тут на трёхколёсных велосипедах.

Сотрудники тоже выглядят жителями 60-х: та же одежда, доброжелательная манера общения, они как будто живые прилагательные к музейным экспонатам, и говорят от лица человека «того времени». Они заняты обычными повседневными делами жителей коммунальной квартиры: кто-то готовит, кто-то стирает, гладит, отгадывает кроссворды, что-то чинит, проявляет фотоплёнку – жизнь кипит. Не сразу понятно, что это лишь актёры, настолько полное погружение в эпоху.

Здесь можно многое узнать о том, что волновало и чем жили люди в 60-х годах ХХ века. Все экспонаты являются уникальными, но их все можно взять в руки, рассмотреть, ощутить дух далёкого времени.

Например, тут можно понюхать (и даже нанести на себя!) одеколон «Шипр», или духи «Красная Москва». Увидеть первый линзовый телевизор и послушать настоящее радио. Если заказать театрализованное представление, то на кухне можно угоститься «теми самыми» сосисками с зелёным горошком и квашеной капустой и попить томатного сока из граненого стакана.

Здесь нет точной постановки программы, каждое посещение будет уникально, и каждое театрализованное представление будет другим.

Фотографии

Музей на карте

Как добраться

От метро «Выхино» автобусом №460 до остановки по требованию «Площадь Двух революций». Время в пути 1,5 – 2 часа, или с Казанского вокзала электричками «Москвва-Голутвин», «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» (время в пути – 2-2,5 часа).

Адрес, телефон, часы работы

  • Адрес: г. Коломна, ул. Октябрьской революции, д. 205, вход со двора за магазином «Спорт-мастер»
  • Телефон: +7 (925) 335-02-30; +7 (985) 180-09-61
  • Время работы: с 10.00 до 20.00 без выходных и перерывов на обед.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *